Александр Тихомиров, художник

0 20


                                    Александр Тихомиров, художник

С ДУШОЙ И ВЫСОКИМИ ПОМЫСЛАМИ
Очи, окна, оконопись — слова однокоренные.
Оконопись — современное направление религиозной живописи, корни которой уходят в древнерусскую иконопись, обязано своим появлением на свет благовещенскому художнику Александру Тихомирову, который жил и учился когда-то в Москве, в Строгановском училище, на отделении монументально-декоративной живописи в мастерской Г.М. Коржева. Но в восьмидесятых годах вдруг решил уехать на Дальний Восток. То еще не очень далекое от нас время не располагало к занятиям иконописью. Однако художник как творческая личность, рожденная в православной стране, несет в себе зачатки православной культуры. Кто-то бессознательно, кто-то подсознательно, а Тихомиров—осознанно. Поэтому с 1984 года его основной деятельностью становится мозаика, в технике которой он выполняет работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке.

Начав с выполнения мозаик в светских учреждениях, он целенаправленно пришел к торжественности мозаики церковной, обратился к религиозному искусству, иконописи, которая ярко воплотилась в оригинальной форме — оконописи. Этот термин принадлежит самому художнику.

Лучшие традиции русской иконописи, с ее софийностью и внутренней интимностью, с достоинством воплощаются в новом направлении современного религиозного искусства.
Эпоха постмодернизма позволила светским художникам достаточно легко освоить традиции православного искусства в ее новых формах.
Одной из таких оригинальных форм и является искусство оконописи.
Использование фактуры дерева, отживших свой век оконных ставен, которые аккумулировали в себе душевную человеческую энергию живших в доме людей, является творческим открытием Александра Тихомирова.

Достаточно серьезное изучение традиций православной иконы с ее каноничностью, музыкальностью и ритмической четкостью одухотворяет произведения А. Тихомирова.

Как известно, традиция не препятствует проявлению творческого духа, особенно в искусстве религиозном. Разнообразие приемов древнерусского иконописания нарушает представление о каноническом как некоем воплощении принципов художественного мимесиса. Сколько веков работали художники-иконописцы в одном каноне, и сколько различий между художественными приемами таких титанов, как Панселин, Феофан Грек и Андрей Рублев! Поэтому рождение нового и, безусловно, выразительного направления в искусстве — процесс вполне закономерный.

Конец уставшего века, граница тысячелетия — и вместо появления термина со словом «арт» вдруг нечто оригинальное, выросшее на русской, православной почве и являющееся самостоятельным направлением религиозного искусства.

Начавшееся не так давно воцерковление нашего общества дало возможность изучать православную культуру в разных ее аспектах. Распространение патриотической литературы, религиозной поэзии в форме песнопений, восстановление разрушенных храмов привели к появлению православных воскресных школ и гимназий, иконописных мастерских и художественных галерей.

Лик, лицо, наличник.
Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика.
Одна из персональных выставок Александра Тихомирова так и называлась «Окна Руси». Очень емкое название.
Окна, очи, глаза. Оно объединяет в себе понятие Святой Руси и того, без чего нет на Руси ничего святого — православия. Окна — глаза дома.

В марте 1999 года состоялась выставка А.Тихомирова в музее храма Христа Спасителя в Москве к юбилею святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «Храни веру православную», где работы художника А. Тихомирова привлекли особое внимание.
В дальнейшем их путь лежал в Иерусалим, на международную выставку современного православного искусства. Таким образом, проложена дорога от Святой Руси к Святой земле.
 

Галина МЯГКОВА

Источник: artrussia.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.