Ретроспектива Николя де Сталя в Париже объединила две сотни работ

0 23

Ретроспектива Николя де Сталя в Париже объединила две сотни работ

Николя де Сталь. «Парк де Пренс». 1952. Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël at Musée d’Art Moderne, Paris.

Каждые год-два в биографии художника, каждое место, которое он посетил, превращались буквально в эпоху в его творчестве. Ни в одной точке де Сталь не останавливался надолго, отовсюду он двигался дальше

Выставка Николя де Сталя (1914–1955) в Музее современного искусства города Парижа включает две сотни работ из многочисленных государственных и частных собраний Европы и США. Ретроспектива организована в хронологическом порядке, и каждый отдельный зал посвящен буквально каждому году короткой карьеры художника, которая вписалась в полтора десятилетия. Кому-то такой показ мог и повредить — но только не де Сталю, который не терпел, чтобы что-то выходило «слишком гладко», и бесконечно менял манеру, оставаясь при этом абсолютно индивидуальным и узнаваемым.

Художник родился в Петербурге в семье помощника коменданта Петропавловской крепости генерала Владимира Сталь фон Гольштейна. После революции семья бежала в Польшу. Родители вскоре умерли, мальчика и двух его сестер усыновила бельгийская семья. Николя учился в Школе изящных искусств в Брюсселе, познакомился c Морисом Вламинком. На юге Франции и в Париже открыл для себя Жоржа Брака, Анри Матисса, Поля Сезанна, Хаима Сутина. Потом оказался в Испании, Марокко и Алжире. Везде рисовал, но нередко уничтожал свои работы. В 1939 году вступил в Иностранный легион, демобилизовался в ­1940-м, три года прожил в Ницце, затем переехал в Париж. В 1942 году де Сталь обратился к абстракции. С этой точки начинается его путь самостоятельного живописца, который примирял в своем творчестве реализм и абстракцию, не видя между ними противоречий.

Ретроспектива Николя де Сталя в Париже объединила две сотни работ

Николя де Сталь. 1954. Фото: Denise Colomb/RMN-Grand Palais

К концу 1940-х оттенки в живописи Николя де Сталя постепенно проясняются. Это принято связывать как с рождением детей, так и с появлением у художника большой светлой мастерской. Формы на его полотнах становятся более крупными и ясными — одновременно приходит и коммерческий успех.

С 1950 года каждые год-два, каждое место, где побывал художник, превращаются буквально в эпоху в его творчестве. «Конденсация», а потом «Фрагментация», как назвали эти разделы кураторы парижской выставки, показывают полотна, где цветные абстрактные формы то сливаются, то дробятся. В 1952 году отсылки к реальности в работах де Сталя становятся более явными: он путешествует от Иль-де-Франса до Нормандии и пишет пейзажи. В марте того же года художник побывал на футбольном матче на стадионе «Парк де Пренс». Написанная под впечатлением от матча картина огромна (200 на 350 см), насыщена энергией и показывает технику художника: он наносит слои краски друг на друга, позволяя им то перекрываться, то проглядывать по краям (работа в итоге весит около 200 кг).

Летом 1953-го де Сталь переехал в Прованс. Палитра художника становится ярче, на холстах появляется обнаженная женская фигура — результат встречи с Жанной Польж, с которой у него вспыхнул роман. Путешествие на Сицилию привносит в сюжеты море и корабли. Но уже тогда появляется предчувствие упадка: художник «до тошноты», как он пишет, стремится запечатлеть сияющие южные пейзажи, снова и снова.

Ретроспектива Николя де Сталя в Париже объединила две сотни работ

Николя де Сталь. «Пейзаж». 1952. Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël at Musée d’Art Moderne, Paris.

Следующий, 1954 год был отмечен поездками по Франции — на юг, на север, опять в Париж, где рождаются пейзажи берегов Сены. По словам кураторов выставки Шарлотты Бара-Мабиль и Пьера Вата, в этот период де Сталь работал «больше, чем когда-либо»: зимняя выставка в Нью-Йорке, устроенная его галеристом Полем Розенбергом, имела успех, а к июню художник готовил показ у Жака Дюбура — первую за три года парижскую выставку. Слой краски становится легче, художник отказывается от толщины в пользу текучести. В рисунках, многие из которых приходятся на время путешествий, он придает все большее значение белизне бумаги.

Финальные залы выставки посвящены последней зиме в жизни художника. Чтобы сблизиться с Жанной Польж, Николя де Сталь в одиночестве переехал в дом с видом на море на крепостных валах Антиба. Как рассказывают кураторы, его жизнь вращалась вокруг мастерской и страстного, всепоглощающего романа. По мере того как Жанна отдаляется, Николя работает все более лихорадочно. «Картины темнеют, — пишет он, — мне придется отдать им все, что у меня есть, остальное мне теперь ненавистно». Художник изображает море, лодки или предметы из мастерской, не теряя чувства восхищения миром.

16 марта 1955 года де Сталь покончил с собой, бросившись с террасы на крыше своей студии, и оставив после себя множество незавершенных картин. Одной из них заканчивается экспозиция. 

Музей современного искусства города Парижа
«Николя де Сталь»
До 21 января

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.